ОСНОВЫ ФГОС ДО: природа, закономерности, механизмы, условия детского развития
28.09.2017ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТ»?
комплекс норм, правил, требований, которые
устанавливаются на основе достижений
науки, техники и передового опыта
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования
Разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка
Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями любой формы собственности и ведомственной принадлежности.
ФГОС направлен на достижение :
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
Задачи ФГОС
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
ФГОС учитываются
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,
- индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком Программы на
- разных этапах ее реализации.
Принципы дошкольного образования
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства , обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником субъектомобразовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС включает требования к:
- К структуре ООП ДО
- К условиям реализации ООП ДО
- К условиям реализации ООП ДО
Содержание
должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее –образовательные области):
- Социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Условия реализации Программы
- психолого-педагогические
- кадровые
- материально-технические
- финансовые
- развивающая предметно-пространственная среда
Стандарт предъявляет требования к образовательной среде, которая
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Требования Стандарта к результатам освоения ООП представлены
в виде целевых ориентировдошкольного образования
Целевые ориентиры:
— социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
— программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования
Таким образом Стандарт ориентирован на становление личностных характеристикребенка к окончанию дошкольного периода детства.
Задайте вопрос или оставьте отзыв