Контакты:

Тел. (8652)243137
Факс (8652)243136
Электронная почта:
dou_1@stavadm.ru

Адрес:

355000, РФ
Ставропольский край,
город Ставрополь,
ул. Мира, 295

«Взаимодействие детского сада и семьи по реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образования»

26.03.2018

Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец.
А.В.Сухомлинский

     Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения, проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

    Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

     В статье 18 Закона “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте”.

      Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

     Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения . В этой связи для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.

Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:

  • Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, “Почтовый ящик”.

Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Для реализации содержания этой работы в ДОУ используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, деловые игры, родительские собрания (общие и групповые), устные журналы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, почтовый ящик «Вы спрашиваете – мы отвечаем», наглядная агитация.

Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома. Узнать, кто ваши родители “созерцатели” или “союзники”, вам поможет опрос членов семей.

Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Практика работы педагогов с родителями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями.

  • Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.
  • Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, турпоходы, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д.

Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, Уголки для родителей.

В основу совместной деятельности семьи и нашего дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  1. родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  2. это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  3. помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  4. знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  5. постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс. Мы вырабатываем совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Для реализации содержания программы  в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Считаем целесообразным сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, не торопливость.

Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Например, формы познавательной деятельности – это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению группы, ДОУ, создание библиотеки и т.п.

Формы досуга – подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.

Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.

Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.

Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты.

Нами определен ряд общих задач по работе с родителями в дошкольном учреждении:

  • изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
  • обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
  • использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;
  • расширение средств и способов работы с родителями;
  • обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

Рассмотрим содержание направлений работы с семьёй по образовательным областям.

Образовательная область «Физическая культура»

Задачи:

  • Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребёнка.
  • Ориентировать родителей на формирование у ребёнка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику; стимулирование двигательной активности ребёнка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми и др.
  • Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Например, консультации на тему: «Ни дня без утренней гимнастики», «На физкультуру в спортивной форме»

Образовательная область «Социально-коммуникативная»

  • Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
  • Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек, бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребёнка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчёркивать ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
  • Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
  • Изучать особенности общения взрослых и детей в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребёнком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром.
  • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребёнком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.

Например, консультации или беседы на тему: «О роли бабушки и дедушки в воспитании детей», «Девочки и мальчик – два разных мира», «Какие игрушки покупать детям», «Давайте поиграем вместе», Особенности развития речи детей», «Зачем ребёнку показывать кукольный театр?»

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в семье и детском саду.
  • Ориентировать родителей на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослым и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребёнком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественны, документальных видеофильмов.
  • Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений.
  • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома. Проводить совместных с семьёй конкурсы, игры-викторины.

Например, консультации или беседы с родителями на тему: «Читаем детям правильные книги», «Учим детей наблюдать»

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребёнка, словесного творчества.
  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка. Показывать методы и приёмы ознакомления ребёнка с художественной литературой.
  • Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребёнка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисовании.
  • Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины и т.д.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей.
  • Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
  • Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми детского сада, способствующим возникновения ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники).

Участвуя в  деятельности по реализации задач ООП ДО, родители будут:

  • ощущать личную причастность к организации образовательной деятельности с детьми;
  • увидят, как их ребенок общается с другими;
  • начнут больше понимать в детском развитии;
  • получат представление о работе воспитателей и будут испытывать        большее уважение к ним;
  • обучатся видам детской деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
  • познакомятся с друзьями своих детей, о которых уже много слышали;
  • установят длительные дружеские связи с другими родителями;

 получат возможность помогать ребенку дома в освоении программы

 

При участии родителей в жизни группы воспитатели смогут:

  • понять, как родители мотивируют своих детей на развитие и образование в едином детском коллективе;
  • увидеть, как родители помогают своим детям решать жизненно важные задачи;
  • узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми;
  • получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими.

 

Советы, которые помогут активизировать участие родителей

  • Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
  • Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
  • Привлекайте родителей к занимательным мероприятиям детского сада.
  • Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
  • Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
  • Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
  • Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
  • Поддерживайте тесные контакты.
  • Высказывайте свою признательность им.
  • Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
  • Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
  • Поощряйте посещаемость родительских собраний.
  • Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
  • Обучайте навыкам сотрудничества.
  • Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.

    Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения должна носить ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения.

 

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта