Контакты:

Тел. (8652)243137
Факс (8652)243136
Электронная почта:
dou_1@stavadm.ru

Адрес:

355000, РФ
Ставропольский край,
город Ставрополь,
ул. Мира, 295

Современные ориентиры развития дошкольного образования»

24.04.2018

     Смена парадигмы образования, переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания образования привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и дошкольном его звене, в частности.

Педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми, природосообразности воспитания, сотрудничества. Изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. На первый план в дошкольном образовании выдвигается развивающая функция, которая обеспечивает становление личности ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а так же способностей и компетенций.

Система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, которая ориентирована на потребности общества и семьи и представляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Сформировались разнообразные виды дошкольных учреждений:

— детские сады присмотра и оздоровления;

— компенсирующего вида;

— детский сад общеразвивающего вида с приоритетными направлениями: физического, художественно-эстетического, познавательного и др., центры развития ребенка;

— образовательные учреждения «Начальная школа — детский сад», детский сад комбинированного вида, группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях, частные детские сады.

Приоритетами государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе его развития являются:

—        разработка и реализация системных мер по обеспечению конституционных гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования;

—        разработка Федеральных государственных требований к содержанию и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;

—        обновление санитарно-эпидемиологических правил и нормативов деятельности ДОУ и групп различной направленности;

—        разработка и реализация муниципальных и региональных программ реструктуризация сети ДОУ с учетом современных целей и задач системы дошкольного образования;

—        увеличение бюджетных расходов на развитие государственно общественного образования.

В Концепции впервые была провозглашена идея самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не лишь как «этап подготовки к будущей жизни» — к школе.

«Только отношение к детству, как к самоценному времени жизни, делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства».

Все изменения за период модернизации российского дошкольного образования в первую очередь, привели, к позитивным результатам:

—        уходу от единообразия видов учреждений, программ, жесткой регламентации видов деятельности;

—        расширению организационно-правовых форм ДОУ (государственные, автономные, муниципальные, негосударственные);

—        предоставление родителям и педагогам возможности выбора образовательных маршрутов, становлению рынка образовательных услуг;

—        усилению автономности детского сада, развитию творческого потенциала личности субъектов дошкольного образования.

Однако, в настоящее время сложившаяся система дошкольного образования не в полной мере удовлетворяет такие общественные потребности как:

—        сохранение психического и физического здоровья ребенка;

—        получение качественного образования детьми из неблагополучных семей, малообеспеченных слоев населения;

—        снижения возрастной границы приема ребенка в ДОУ;

—        расширение возрастной границы перехода ребенка в школу (6,6 — 8 лет);

—        обеспечение гибкого графика работы детских садов.

Следует признать, что значительно возросла наукоёмкость труда педагогов дошкольного образования. Педагогические коллективы дошкольных учреждений осуществляют самостоятельное проектирование основной общеобразовательной программы, создают собственные модели организации образовательного процесса и жизнедеятельности детей, реализуют право выбора примерной образовательной программы, педагогических технологий.

На смену учебной модели организации образовательного процесса, когда основной формой обучения были специально организованные занятия в дошкольных учреждениях, пришли комплексно-тематическая и предметно-средовая модели. Предполагается, что их реализация обеспечит полноту жизни для всех субъектов образовательного процесса — детей, родителей, педагогов, сделает образовательный процесс увлекательным, обеспечит интеграцию образовательных областей.

Сегодня очевидно, что перспективы развития дошкольного образования в 21 веке тесно взаимосвязаны с использованием регионального компонента образовательной программы, который является богатейшим духовным, интеллектуальным ресурсом.

Введение регионального компонента в Федеральные государственные требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования следует рассматривать как дополнение и как расширение ее федерального компонента, обеспечивающее полноценное развитие личности ребенка.

Надо признать, что для педагогических коллективов ДОУ проектирование ОПП — задача достаточно сложная. Ее решение сопровождается дискуссиями, поисками оптимальных вариантов. Отметим, что деятельность по разработке образовательной программы необходимо строить осмысленно, рефлексивно. Важно определить специфику содержания, единые подходы, особенности организации образовательного процесса с учетом региональных, национально-демографических, социально-культурных, климатических условий. При этом образовательная программа в дошкольном учреждении должна охватывать все моменты жизнедеятельности детей (а не только обучение), учитывать ведущие виды детской деятельности, охватывать все образовательные области.

Заметим при этом, что основным результатом деятельности образовательного учреждения на современном этапе становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей. Следовательно, при сохранении своеобразности, ценностей дошкольного периода — образовательная траектория должна быть направлена на формирование ключевых компетентностей. В ФГТ они определены как интегральные качества личности.

Освоение первичных представлений о мире, социального опыта, важнейших элементов культуры (художественной, физической, народной) осуществляется в период дошкольного детства, что позволяет говорить о возможности формирования начальных ключевых и допредметных компетентностей.

Компетентностный подход в сфере дошкольного образования — новое явление для отечественной дидактики, и связывается с другой актуальной проблемой — его качеством. Компетентность как базисная характеристика личности представлена в образовательных программах нового поколения для дошкольных учреждений «Истоки» (2011), «От рождения до школы» (2010).

При этом, педагогам дошкольного образования необходимо учесть, что компетентность есть результат не только образования, но и влияния семьи, социума, культуры и самого субъекта.

Проявление начальных компетентностей в разных видах деятельности и поведения позволяет определить готовность перехода ребенка старшего дошкольного возраста к следующему этапу — школьному образованию.

В системе начальных компетентностей ребенка можно выделить начальные ключевые и начальные специальные компетентности.

Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура).

В структуре начальных ключевых компетентностей выделяются:

— начальная здоровьесберегающая;

— личностно-социальная;

— учебно-познавательная компетентность.

Специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию обеспечивают начальные специальные компетентности, содержание которых определяется образовательными областями. В структуре названных компетентностей ориентировочно можно выделить:

— начальную речевую;

— литературную;

— математическую;

— экологическую;

— художественную компетентность.

Становление начальных ключевых и начальных специальных компетентностей можно рассматривать как условие естественного перехода ребенка на ступень начального общего образования.

Обратимся к проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования. Идеи Концепции дошкольного воспитания нашли свое отражение в появившейся 14 лет спустя Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Она одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г. В разработке последней концепции принимали участие специалисты двух уровней образования: дошкольного и начального общего. При всех существующих разногласиях, диаметрально противоположных взглядах и суждениях по вопросу построения преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, разработчики концепции определили цели и задачи, приоритетные для этих ступеней образования. В Концепции подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства.

Отмечается, что подготовка ребенка к школе не должна рассматриваться, как раннее изучение программы 1 -го класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». Однако, последнее нововведение Минобразования и науки России, связанное с «предшкольным образованием» снова нацеливает дошкольные учреждения на удовлетворение требований родителей и школы побуждает заниматься интенсивной подготовкой детей к школе, начиная с 5 лет, используя дидактические материалы школьного типа (прописи, тетради и т.д.).

Отмечая бесспорную позитивную роль Концепции содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, следует, к сожалению, признать, что пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.

Главным ориентиром развития современной системы дошкольного образования является его качество. Разработаны механизмы, регулирующие качество, государственные стандарты, критерии оценки деятельности дошкольных учреждений. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования охватывают такие сферы как кадровое, материально-техническое, учебно-материальное, медико-социальное, информационно-методическое, психолого-педагогическое, финансовое обеспечение. Результатом реализации названных требований является высокое качество дошкольного образования, его открытость, доступность, привлекательность.

Качество дошкольного образования определяется, с одной стороны, предоставлением возможности выбора для ребенка индивидуального «образовательного маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечения социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; гарантии достижения каждым ребенком минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.

С другой стороны, качество дошкольного образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности деятельности ДОУ проявляющуюся в гарантии им такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей и соответствует государственным нормативам.

Соответствие качества дошкольного образования определяется по следующим показателям:

—        возможность удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах ДОУ;

—        выбор образовательных программ, ориентированных на сохранение самоценности дошкольного детства;

—        готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;

—        рост профессионального мастерства педагогических кадров ДОУ. Однако, надо признать, что в настоящий период нет единого подхода к параметрам, критериям, показателям, по которым можно было бы определить качество дошкольного образования, его результаты.

К существующим можно отнести:

1)      показатели личностного развития ребенка, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.;

2)      уровень готовности ребенка к школе;

3)      психолого-педагогические условия развития ребенка в ДОУ;

4)      изменение профессиональной компетентности педагога и его отношения к работе. Позиция 1, 2, 3 исхода из приведенных ранее определений и является показателем компетентности дошкольников.

Таким образом, сущность новых подходов к дошкольному образованию основывается на принципах его вариативности открытости, культуросообразности, индивидуализации, на единстве образовательных и развивающих целей и задач на познании дошкольником мира через интересующие его виды деятельности, на внедрении системы менеджмента качества. Все это в целом должно обеспечить полноценное проживание ребенком периода дошкольного детства.

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта