Контакты:

Тел. (8652)243137
Факс (8652)243136
Электронная почта:
dou_1@stavadm.ru

Адрес:

355000, РФ
Ставропольский край,
город Ставрополь,
ул. Мира, 295

Занятия по устранению нарушенного звукопроизношения у детей дошкольников.

13.02.2019

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для
формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в
школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение
правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных
причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы
имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи
необходимо уделять большее внимание.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении,
правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку
необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять
контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не
выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся
стойкими.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую
очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как
действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения
органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон
коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата
страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки
произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность
двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков
простыми по артикуляции.
Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения,
является незрелость или несформированность фонематических процессов.
Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего
проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим
признакам, и в смешении звуков.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и
формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее
преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного
речевого и психического развития подрастающего человека.
Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных
занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный
динамический стереотип.
Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место
при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная
гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков
речи — сложный двигательный навык.
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных
органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные
уклады различных звуков необходимы для правильного произношения
звуков.
В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной
комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность
проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого
нарушения.
Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго
индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода
работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя
повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью
упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.
В комплекс основных движений для развития и упражнения
артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные
движения всех органов артикуляции во время речи — губ, челюстей, языка.
При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы.
Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер
дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для
правильного произношения данного звука.
недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка
правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к
качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость
перехода от одного движения к другому.
Не менее важным является развитие фонематического слуха и
фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в
том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены
несформированностью операций переработки фонем по их акустическим
параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав
слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, р
навыков элементарного звукового анализа и синтеза — неотъемлемая часть
коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.
Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три
этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация
смешиваемых звуков.
Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев
— более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление
звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка
звука — это создание нового условного рефлекса.
Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или
артикуляции логопеда в ходе включения детей в игровую ситуацию. В
других случаях в качестве обходного пути используются сохранные звуки,
близкие по месту, способу артикуляции тем звукам, правильному
произношению которых необходимо научить ребенка (например,
сохранными звуками, опорными для постановки звука [ш] могут служить
звуки [с], [т], [р]). В более сложных случаях требуется механическая
помощь.
Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности — это
введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи
речевого звука в более сложные последовательные структуры — слова и
фразы.
Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых,
неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа
трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и
постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к
различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным
звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой
речи.
Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или
смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь
выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его
заменителя.
Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба
звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании.
Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при
дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация
в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех
случаях, когда у ребенка наблюдалось искаженное произношение звука, а не
его замена другим звуком, дифференциация не нужна.
Содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми,
имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение
нарушений звукопроизношения.
На занятиях большое внимание необходимо уделять обогащению,
активизации словаря, развитию навыков словоизменения и
словообразования, формированию грамматического строя.
Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и
памяти — необходимые условия для успешного и разностороннего обучения
дошкольников. А в силу специфического состояния психических процессов у
детей с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения —
обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой
моторики рук, проявляемые прежде всего в недостаточной координации
пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по
развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых
областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопедические занятия
должены включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие
мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль
физкультминуток, а с другой — будут способствовать более эффективной
автоматизации звука при сочетание их с речевой работой.
Таким образом, логопедическое занятие включает в себя:
• развитие артикуляционной моторики, формирование правильных
артикуляционных укладов;
• формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы
над звуком);
• развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
• совершенствование лексико-грамматических конструкций;
• развитие неречевых психических процессов;
• развитие мелкой моторики пальцев рук.
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить
о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий
положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании
заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых
фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых
процесс обучения и научения превращается в интересную игру. В ходе
занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко
становятся сами дети.
На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать,
слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную.

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта