Развитие связной речи
24.09.2019Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач детского сада.
Многие дети, придя в школу, испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его ,не могут подобрать подходящее слово неправильно строят предложение, говорят невнятно.
Очень важно научить будущего школьника выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе, т.е. говорить связно.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно, и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
Главным принципом в работе по развитию связной речи дошкольников является взаимосвязь речевых задач:
— обогащение и активизация словаря
— формирование грамматического строя речи
— воспитание звуковой культуры речи.
При формировании речевых навыков у детей нужно развивать творческие и мыслительные способности, расширять знания об окружающем мире, развивать у детей желание творить.
Развитие связной речи невозможно отделить от какой-либо деятельности. Поэтому мы осуществляем её не только на основных занятиях, но и в повседневном общении с детьми, при чтении художественной литературы, в дидактических играх, играх-драматизациях.
Учёными выделяются два основных фактора, которые помогают процессу развития связной речи у детей.
Первый, по мнению С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина — это наглядность. Второй, по мнению Л.С.Выгодского, — создание внутреннего плана высказывания.
По словам Л.С.Выгодского, когда ребёнок овладевает речью, он идет от части к целому: от слова к соединению двух или трёх слов, далее -к простой фразе, затем к предложениям. Конечным результатом является связный текст, состоящий из развёрнутых предложений.
В качестве основного показателя связности речи выделяют умение детей структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями высказываний, умение видеть структуру текста, его основные части, их взаимосвязь.
Таким образом, приобретая эти умения, дошкольник начинает овладевать текстом как определённой моделью.
Задайте вопрос или оставьте отзыв