Если дошкольник плохо говорит…
26.05.2020Речь Вашего ребенка значительно отличается от речи сверстников? Окружающие не всегда понимают, что он говорит? Что делать?
При желании, настойчивости и терпении данные рекомендации помогут родителям в преодолении речевых нарушений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
С чего начать?
Во-первых, желательна консультация логопеда. Возможно, понадобится помощь психиатра, невролога, ортодонта, психолога.
Во-вторых, необходимо определить, как проявляются речевые нарушения: нарушено произношение звуков речи — пропуски (ыбка), замены (лыбка или выбка), неправильная артикуляция (например, говорит горлом); нарушена слоговая структура слова: усечение слов (велосипед – сипед), перестановка слогов (велопесид), замена слогов (велисапед); бедный словарный запас — неточное обозначение предметов и действий (самовар называет чайником, «вяжет» заменяет словом «шьет»), непонимание обобщающего значения слов (не может перечислить «мебель», «посуду»); наличие стойких аграмматизмов — отсутствие в речи предлогов, неправильное употребление существительных множественного числа (ухи, котенки), форм родительного падежа (карандашов, стулов); низкий уровень развития связной речи — затрудняется прочитать наизусть стихотворение, пересказать сказку, рассказать о событиях дня; темпо-ритмические недостатки — запинки, спотыкания, ускоренный темп речи.
Для преодоления речевых проблем ребенка важно спланировать обучающее общение так, чтобы оно стало не скучным уроком, а интересной игрой. Заранее приготовьте необходимый материал: картинки, книжные иллюстрации, игровые пособия, пальчиковые или настольные театры, карандаши, бумагу, ножницы и др.
Занятия будут результативными, если следовать следующим принципам общения с детьми:
— выражения лица – максимально мягкое, доброжелательное,
— тон голоса – предельно (в любых ситуациях) приветливый, теплый,
— избегайте приказных фраз, глаголов «должен» и «обязан»,
— не говорите с насмешкой, не делайте мелочных замечаний,
Как можно чаще высказывайте одобрение и похвалу.
Важно знать: к 5 годам ребенок должен произносить все звуки родного языка. Успех зависит от системности работы.
Помните, что лучшие учителя родного языка – это родители, бабушки и дедушки, эмоционально близкие ребенку люди.
Задайте вопрос или оставьте отзыв