Контакты:

Тел. (8652)243137
Факс (8652)243136
Электронная почта:
dou_1@stavadm.ru

Адрес:

355000, РФ
Ставропольский край,
город Ставрополь,
ул. Мира, 295

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

08.12.2021
 
Предлагаемый нами комплекс интеллектуальных игр направлен, прежде
всего, на развитие мыслительных функций ребенка, элементарных
мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной
рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую
организованность мыслительного процесса.
Игра 1. Составление предложений
Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные,
иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Игровое задание. Составить как можно больше предложений,
обязательно, использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
Ответы могут быть:
– стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»);
– сложными с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя
словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и
нарисовал медведя, купающегося в озере»);
– творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи
(«Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как
медведь»).
Игра 2. Поиск общего
Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале
несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух
предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).
Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»;
«Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые
предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков
длиннее.
Задача педагога – распределить все ответы по степени существенности
вскрываемых в них связей между предметами для того, чтобы дети четко
усвоили, что такое существенные и несущественные признаки.
Игра 3. Исключение лишнего слова
Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между
явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле
мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.
Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.
Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор,
солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.
Задача педагога – стимулировать детей к поиску как можно большего
числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на
поверхности решений (исключить слово «собака», так как и помидор, и
солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.
Игра 4. Поиск аналогов
Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и
оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность
классифицировать явления по их признакам.
Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов,
сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом) по различным
существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка – все они летают; вертолет, автобус, поезд – это транспортные средства).
Игра 5. Поиск «противоположных» предметов
Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше
свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными
свойствами; сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и
различное.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов,
«противоположных» указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом – сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом – поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого – в
другом и т. д.).
Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам
Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между
различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих
заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два–три названных педагогом предмета. Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».
Игра 7. Поиск соединительных звеньев
Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами,
кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы,
имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.
Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и
автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным
мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю, как лопата, и является транспортным средством, как автомобиль); человек (он может копать лопатой и иметь автомобиль) и т. д.
Допускается использование двух–трех соединительных звеньев (лопата–
тачка–прицеп–автомобиль). В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки.
Игра 8. Способы использования предмета
Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на
одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и
взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.
Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов
использования хорошо известного детям предмета, например книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета (игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения).
Игра 9. Формулирование определений
Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение
фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а
также способность одним мысленным взором охватывать разновидности
одного и того же предмета.
Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета
или явления (например, дырки), которое обязательно включало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и
формулировалось бы таким образом, чтобы под него подпадали все
разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.
Игра 10. Перечислить возможные причины
Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении
какого-либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было
проработать самые различные версии и только после этого принять решение.
Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, например:
«Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры
распахнута настежь…» Дети должны быстро назвать как можно больше
возможных причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых банальных – «забыл закрыть дверь» – и кончая нетривиальными – «марсиане прилетели»).
Игра 11. Сократить рассказ
Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все
второстепенное.
Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально кратко – в
двух–трех предложениях, сохранив основное его содержание.
В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта