Контакты:

Тел. (8652)243137
Факс (8652)243136
Электронная почта:
dou_1@stavadm.ru

Адрес:

355000, РФ
Ставропольский край,
город Ставрополь,
ул. Мира, 295

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей посредством музыкального воспитания»

17.01.2022

Речь – основное средство общения. Она опосредует любую психическую деятельность. Поэтому в каждом разделе воспитания дошкольников необходима работа над развитием речи ребенка.

 

Музыкальное воспитание включает следующие разделы:

Слушание музыки

Пение

Музыкально-ритмические движения

Элементарное музицирование

Театрализованная деятельность

Каждый из этих разделов кроме музыкальных задач решает и множество других задач, в т.ч. и развитие речи у детей.

 

Слушание музыки

В процессе слушания музыки у ребенка развивается умение высказываться о ней. Сначала беседы о музыке проводятся с помощью диалогической речи. По мере накопления музыкальных впечатлений, совершенствуется и речь ребенка. Этому способствует использование в работе по слушанию дидактического материала. Например, иллюстрации, игрушки, музыкальные инструменты и др.

 

Пение

Этот раздел музыкального воспитания является наиболее эффективным в работе по развитию связанной речи. Прежде всего, дети учатся пересказывать содержание песни. Разучивание текста песни способствует расширению и пополнения словарного запаса. Каждая песня вводит ребенка в новый мир. Это помогает расширять знания детей об окружающем мире, закреплять уже имеющиеся знания.

Работа над интонационной выразительностью (тембр, высота, динамика, диапазон) в пении способствует обогащению разговорной речи, делает ее более эмоциональной. На каждом музыкальном занятии обязательно проводится распевание. Это помогает подготовить голосовой аппарат ребенка к пению. Короткие и понятные тексты попевок способствуют развитию артикуляции, дикции, что очень важно для детей с нарушением речи. На занятии и в индивидуальной работе можно использовать игру «Придумай песню». Ребенок говорит придуманную им фразу, а педагог подбирает соответствующую мелодическую фигуру. Сначала это примитивные предложения («Я иду гулять»). Затем фразу можно усложнить. Кроме того, обязательно проводятся дыхательные упражнения, упражнения для языка.

 

Музыкально-ритмические движения

Этот раздел музыкального воспитания включает в себя упражнения, танцы, игры. В этой части своей работы с детьми обговариваются действия в упражнениях, плясках. Дети должны четко пересказать игровую ситуацию. Чаще всего дети отвечают односложно (большинство), но некоторые дают развернутый ответ.

Особое место в работе занимает «Движение под слово». Под слово проводятся как упражнения, так и игры. Материалом в этой работе служит и фольклор, и авторские стихи. Проговаривание текста способствует и развитию дикции, артикуляции, памяти, пополняет словарный запас, а это в свою очередь влияет на разговорную речь ребенка. Кроме того, обязательно учитываю выразительность при воспроизведении текста.

 

Элементарное музицирование

Этот раздел музыкального воспитания, вызывает особый интерес у детей. Действия с различными ударно-шумовыми инструментами – большое удовольствие. Через знакомство с детскими музыкальными инструментами, действия с ними, легче вступать в контакт с детьми. А любой контакт – это, прежде  всего, речь. Таким образом, и эта часть музыкального воспитания влияет на речевое развитие ребенка.

 

Театрализованная деятельность

Театр – один из самых доступных видов искусства. Он успешно помогает решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Подготовка детей начинается с театрализованных игр. А игра – это наиболее сильное, но не навязчивое педагогическое средство. Специальные пособия (забавные гномики, солнышко) помогают обогатить мимику детей. В процессе этой работы с детьми ведется беседа, которая помогает обогатить словарный запас. Этот вид деятельности особенно результативен для развития связной речи (диалога, монолога). Кукольный театр очень интересен детям. Занятия, построенные на интересе, эмоциях ребенка, являются очень эффективным методом развития речи ребенка, пополнения словарного запаса, расширения знаний об окружающем мире.

 

Особое внимание в работе с детьми следует уделить пальчиковой гимнастике. Это вид деятельности имеет место, как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных. Собственно, и освоение этих упражнений начинается индивидуально, а затем включается в занятие со всей группой. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие на речь ребенка, т.к. центры коры головного мозга мелкой моторики и речевой находятся рядом. Связь развития рук с развитием мозга подтверждают работы отечественных физиологов. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствуют улучшению произношения многих звуков (что очень важно для детей с речевыми проблемами), а, следовательно, развивают речь ребенка.

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта