Контакты:

Тел. (8652)243137
Факс (8652)243136
Электронная почта:
dou-ulibka1@mail.ru.

Адрес:

355000, РФ
Ставропольский край,
город Ставрополь,
ул. Мира, 295

Опыт работы

Воспитание нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ.

 Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.

Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.

К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Поэтому проблем воспитания нравственной культуры подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).

Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью.

Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными
нормами поведения в процессе различной деятельности.

На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием. Это Я.А. Коменский,
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др.- они освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственную культуру, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Воспитанию нравственных чувств, как основы нравственной культуры детей, в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним.

На развитие у ребенка представлений о морали, нравственной культуре оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. Воспитывая у ребенка сознательное отношение к своим поступкам, педагог должен, прежде всего, сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, а затем непременно узнать, как он объясняет его, и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребенку разобраться.

Современный педагогический опыт и специальные исследования показывают, что нравственные качества личности начинают складываться очень рано, уже в первые годы жизни. От того, как будет воспитан маленький ребенок в нравственном отношении, во многом зависит его будущее, его взаимоотношения с окружающими людьми, выполнение им своих обязанностей перед обществом и государством.

Анализ исследований дает возможность установить, что процесс воспитания нравственной культуры старших ребенка-дошкольника является значительно более сложным по своему составу и зависит от значительно более широкого круга условий, чем ход усвоения каких-либо частных умений или знаний. Здесь перед воспитателем ставятся задачи управлять глубинными процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока недостаточно изучены.

В практической деятельности  дошкольных образовательных учреждений в данное время апробируются разные формы, методы и средства воспитания нравственной культуры дошкольников, но проблема практической организации системной работы по воспитанию нравственной культуры дошкольников в образовательном пространстве современного дошкольного образовательного учреждения, остается еще недостаточно разработанной.

Цель исследования — психолого-педагогические условия организации системной работы по воспитанию нравственной культуры старших дошкольников в образовательном пространстве современного дошкольного образовательного учреждения

Объект исследования – нравственная культура детей старшего дошкольного возраста 

Предмет исследования – процесс  воспитания нравственной культуры старших дошкольников

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования

2.Провести диагностику по изучению уровня сформированности знаний старших дошкольников о нравственной культуре;

3.Составить и апробировать систему педагогических мероприятий, направленных на воспитание нравственной культуры старших дошкольников;

4.Провести сравнительный анализ исследовательской работы и выявить эффективность проделанной работы.

Педагоги нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 1 «Улыбка» г.Ставрополя уже не раз серьёзно задумывались над проблемой исследования нравственной культуры дошкольников.

Безусловно, и раньше в этом направлении велась определённая работа: организовано сотрудничество с родителями, совместно с которыми проводились мероприятия по нравственному воспитанию, проводились занятия для старших дошкольников на темы: «Любовь к малой родине», «Берегите книги», «Добрые поступки» и т.п. Были организованы открытые мероприятия для детей и взрослых: «День Победы», «День пожилого человека», «Помощь для бедных людей» и т.д.

Однако было очевидно, что работа в этом направлении требует системной организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Необходимо, чтобы у детей, в процессе исследовательской деятельности, были сформированы комплексные умения  и навыки, которые направлены на воспитание нравственной культуры.  

Чтобы начать эту работу, было необходимо выявить уровень сформированности знаний детей в этом направлении. Для этого использовались следующие методики: «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах», чтение и беседа по сказке «Гуси-лебеди», «Изучение осознания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм». Данные методики помогут нам выявить в дошкольниках такие нравственные качества, как доброта, взаимопомощь, коллективизм, бережливость, честность, справедливость и др.

Экспериментальной группой в рамках исследования являлась старшая группа детей МДОУ д/с №1 «Улыбка» г.Ставрополя. Исследование проводилось с сентября 2017 года по май 2018 года.

Диагностика показала, что  дети старшего дошкольного возраста знают основные представления о добре и зле, плохих и хороших поступках, но о правилах поведения в ситуациях, где нужно самому предложить помощь кому-либо или проявить внимание и не пройти мимо нуждающихся в помощи, дети не имеют представления. О том, что оказывать помощь можно и нужно и без просьб, делать это не из-за благодарности, а просто от «доброго сердца», старшие дошкольники не получали информации и не имеют такого опыта и других образцов такого поведения. Но все дети поняли о чем мы беседовали.

Методика представляет собой описание показателей и критериев формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Когнитивный уровень выявляется путем проведения беседы с детьми о таких ценностях, как доброта — злоба, честность — лживость, справедливость, жадность — щедрость, трудолюбие — лень. Эмотивный и поведенческий уровни выявляются путем целенаправленного наблюдения за эмоциональными и поведенческими проявлениями детей.

По итогам педагогической диагностики детей старшего дошкольного возраста на начало 2017-2018 учебного года 18,5% детей имеют высокий уровень знаний основ нравственной культуры, 33,3% — средний уровень, 48,2% детей – низкий уровень.

Для формирования основ нравственной культуры старших дошкольников я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

Таким образом, была начата работа по формированию у старших дошкольников основ нравственной культуры. Для этого была подобрана художественная литература для чтения детям. Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по нравственному воспитанию начала с возрождения интереса у детей к художественной литературе. Литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. «Федорино горе», «Цветик-Семицветик», «Дядя Степа», «Волшебное слово», «Денискины рассказы», ряд русских народных сказок  и другие произведения составили подборку литературы для экспериментальной группы.

Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. В совместной беседе дети учились справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо, «как бы сделал я?» и т.п.

Кроме того я использовала в образовательной деятельности следующую тематику бесед: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям» и т.д.

Могучим средством воспитания детей является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры — драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственную культуру в общении между сверстниками, в коллективе.

 В течение года я познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказывала сказки, показывала настольные кукольные театры, читала книги с иллюстрациями, формировала у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).

Отметим, что игры и упражнения, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения и др., также были использованы в целях воспитания нравственной культуры старших дошкольников. Это такие игры и упражнения:
— направленные на развитие способностей детей познать себя и других людей («Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу» и т.п.);
— направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Мы артисты», «Маски» и т.п.);

— направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай, кто я», «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем» и т.п.);

— направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Молчанка», «Подари цветок», игра интонациями и т.п.);
— направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть» и т.п.).

Были использованы воспитывающие ситуации, которые побуждали ребёнка совершить тот или иной поступок, действие.

Большое внимание было уделено  использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.

Наблюдая за деятельностью детей, рассматривая продукты детского творчества после прочитанных произведений — рисунки, эпизоды проявления нравственных поступков в игре, я обеспечиваю благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе, оцениваю работы детей с позиции пользы для другого, разделяю с детьми ощущение счастья.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители — первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:  анкетирование «Нравственное воспитание дошкольников»; групповое собрание; консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Как научить ребенка быть добрым»; выставки книг; открытые занятия с участием родителей; размещение в родительском уголке информации «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», полезные советы.

В течение года я провела ряд индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать детям и с детьми произведения художественной литературы, играть с ними, объяснять поступки людей, рассказывать о нравственном поведении родственников, т.е. участвовать в воспитании нравственной культуры свих детей.  Тесное содружество с родителями и системная работа с детьми по воспитанию нравственной культуры дали положительные результаты. Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень детей. На конец учебного года 65,9 % детей имеют высокий уровень знаний основ нравственной культуры, 34,1 % — средний уровень, низкого уровня – не выявлено.

Таким образом,  работа по воспитанию нравственной культуры старших дошкольников была эффективной. С помощью предложенной организации системной работы по воспитанию нравственной культуры старших дошкольников в образовательном пространстве современного дошкольного образовательного учреждения, у детей было сформировано: уважение к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; умения поступиться своими желаниями воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим воспитание нравственной культуры старших дошкольников. 

 Воспитание нравственной культуры детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ.(Скачать PDF)

 

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта