Делюсь опытом
Педагогический практикум для молодых педагогов на тему:
«Посеять в детских душах доброту»
Отношение к детям – главный показатель компетентности педагога
В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности — юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.
— Ваше мнение по этому вопросу: пожалуйста (называть по фамилии педагогов)
— Вам нравится, когда вас называют по фамилии? Хотели бы Вы, чтобы вас называли по фамилии?
— А как вы думаете, какое чувство испытывает в такой ситуации ребенок?
Трудно поверить, но обращение к детям по фамилии переводит детей в официальную тональность общения, лишает их личностной ласки и сочувствия. В итоге наши дети не получают своей порции «поглаживания», а это в дошкольном возрасте просто опасно. А как разнообразны обращения к детям.
Задание: «Как можно обращаться к детям, различать их, если у вас в группе 5 Вероник или как выходите из ситуации, если в группе несколько детей с одинаковыми именами».
Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей
Наверно, недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит». Лечить словом — это значит вовремя найти нужные слова, утешить, подбодрить словом в трудную минуту ребенка. Как это сделать? Что сказать?
Можно ли затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением произведений, стихов?
Вопросы:
- Какие стихи вы разучиваете с детьми? Назовите произведения на примере, которых можно воспитывать различные нравственные чувства.
2.Какие приемы помогают донести их содержание?
3.Как предостеречь детское сердце от злобы и жестокости?
Практическое задание «Как предотвратить, преодолеть озлобленность у детей?»:
Посеять в детских душах доброту, это значит:
- Ласково и только по имени называть детей.
- Создать в группе живой уголок и добиться, чтобы дети заботились об его обитателях.
- Учить с детьми стихи о доброте.
- Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.
- Не унижать ребенка.
- После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
- Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
- Использовать пословицы о доброте.
- Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.
- Рассказывать родителям о добрых поступках детей.
- Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
- Оказывать внимание заболевшим детям, привлекая к этому детей, посещать их.
- Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, расчищать участок, помогать одеваться и т.д.)
- Составлять с детьми сказки о доброте.
- Проводить экскурсии в лес.
Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела».
Выскажите свое мнение:
Согласны ли вы с ее содержанием? Свое мнение постарайтесь обосновать примерами из практики.
С каким из пунктов вы не согласны?
Работа с карточками. Задание: отметьте на карточке меры воздействия педагога на предложенную ситуацию: «Если ребенок обидел товарища …»
— кружками, те действия, которые вы использовали;
— подчеркните действия, которые не использовали, но вам понравились, вызвали интерес;-
— зачеркните те действия, которые вы отрицаете.
- Не обращать внимания.
- Предложить дать сдачи.
- Пригрозить: «Мы сейчас с тобой также поступим».
- Лишить игрушек.
- Объявить бойкот.
- Отправить в тихий угол поостыть.
- Осудить поступок в коллективе детей.
- Долго объяснять поступок ребенку.
- Добиваться извинений.
Сказать, например: «Что это с тобой случилось? Ты никогда никого не обижал. Может, тебя злодей сегодня околдовал? Мы тебе поможем снова стать добрым!»
- Заплакать вместе с обиженным.
- Прибегнуть к помощи волшебной палочки, ключика. Прикоснуться к плечу обидчика с волшебными словами.
- Рассказать все пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребенок.
- Отвести к заведующей.
- Прочитать четверостишие. Какое?
- Отправить к груше: «Грущу бить можно, а детей нет».
- Отправить к «сердитому» зеркалу.
- Отправить обоих в уголок примирения.
- Выслушать объяснения обоих обидчиков.
- Предложить родителям принять меры.
- Посоветоваться с родителями, в чем они видят причину проступка?
Ябеда – беда для группы
Как часто в течение дня мы слышим от детей жалобы на других. Ябеда есть в каждой группе. Сколько их, много или мало, наверное, зависит от нашего к ним отношения. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на сверстника до тех пор, пока их «провинившийся» товарищ не получит замечания от взрослого или не будет наказан. Ребята хорошо знают, что наказание — это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и, казалось бы, должны своего товарища пожалеть. А вот не жалеют. Почему? Их не научили сочувствию. Но их ведь не учили и злорадству. Да, конечно, специально не учили. Но не замечали, не останавливали, не разъясняли неблагородный поступок ребенка.
«Мальчик, выполняя поручение воспитателя, подклеивал порванную книгу и нечаянно пролил клей. Наблюдавшие за его работой дети весело запрыгали и закричали: «А мы скажем, а мы скажем …» и побежали к воспитателю жаловаться. Никто из них не помог расстроившемуся мальчику.
— Как вы поступаете в таких случаях?
— Что вам больше всего помогает в борьбе с ябедничеством?
— Учили ли вы известные стихи поэтов.
Пусть стихотворение «Ябеда» В. Кодряна поможет вам в борьбе с ябедами.
А он упал и прямо в грязь,
Она чуть-чуть не подралась.
Володя ваш почти не ел.
Ваш Юpa очень тихо пел.
Про всех все знает, все расскажет.
О чем не спрашивают даже.
И за такой-то честный труд
Девчонку «ябедой» зовут.
Попробуйте каждый раз на жалобу читать стихотворение. Какие еще стихи Вы знаете?
После нашего большого разговора о том, как помочь детям преодолеть такие порочные качества, как озлобленность, злорадство, жестокость, пришло время слову-эстафете. Это значит, вам необходимо продолжить предложение, высказать свою основную мысль.
«Я, как педагог, могу помочь преодолеть детям злорадство, жестокость, озлобленность, если … (передается эстафетная папочка по кругу и воспитатели продолжают фразу)».
Прочитать стихотворение Е. Евтушенко:
Сколько прелести есть в человеческих лицах.
Все смотрел бы на них и смотрел без конца,
Но в глухих городишках и громких столицах
Вдруг на улице встретишь лицо подлеца.
И брезгливость, и ужас, почти не скрывая,
Отшатнешься, стараясь с дороги свернуть,
Но навеки запомнишь ухмылку кривую
И глаза, разбегающиеся, как ртуть.
Берегите лицо человеческое, несите
Сквозь года, и глаза молодые, и рты,
Словно с озера, с глади лица не спугните
Выражение детскости и чистоты.
Острое блюдо
Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты? В этом поможет ваше участие в традиционной рубрике «острое блюдо».
- Вы вдруг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру». Ваши действия?
- В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.
Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?
- «Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок». Согласны ли вы с этим мнением?
- Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?
- Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.
И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспитание доброты. Все воспитание состоит из наших случайных слов, прикосновения, взгляда.
Вот еще один случай: В детском саду проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал, и только Алеша выделялся среди них неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашка была мятой и запачканной. После утренника воспитатель сказал ребятам: «Дети, вы хорошо сегодня пели и танцевали, молодцы! А вот Алеша нас всех подвел, пришел на праздник неаккуратным!». Дети обступили Алешу, стали говорить ему обидные слова. Юра дернул за рубашку, подарок выпал из рук и рассыпался. Алеша заплакал. Только после этого воспитатель сказала: «не трогайте его!»
Не обсуждая эту ситуацию, мы предлагаем минуту самоанализа, размышления. Вспомним, были ли у нас слова, фразы, необдуманно брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство.
Самое обидное, что брошены эти слова бывают и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место, поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: «в туалет? — нельзя, надо спать»; «пить? — нет воды»; тем, кто не спит – «буду зашивать глаза», а если описался – «как не стыдно, такой большой», или предательское молчание в присутствии разбушевавшейся няни, громко ругающей ни за что, ни перед кем не провинившегося ребенка.
Почему дети равнодушны? — часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудиться теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не помогут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, принять ее, разделить.
В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок):
— Предлагаем волшебный напиток, который поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять.
Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете называть детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.
И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.
Используемая литература:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. Просвещение. 1968.
- Мурашева О., Михайлова М. Заглянуть внутрь себя/ Дошкольное воспитание. 1997. №8.
- Нравственное воспитание в детском саду /Н.А. Ветлугина и др. Под раед Н.А.Ветлугиной. М: Просвещение, 1989.
- Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание. 1996. №3, с. 10-14.
- Стрелкова Л.П. Войди в тридесятое царствоУчебно-методическое пособие для детск дошк учрежд инач. Школы. М.: Новая школа, 1995.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту Советы психолога родителям: Просвещение: АО «Учебн лит-ра», 1996.
Семинар-практикум для педагогов. Посеять в детских душах доброту.(Скачать PDF)